Привет, дорогие читатели Katkovan! Я практикующий психолог и давно интересуюсь буддизмом. В обоих направлениях я нашёл немало полезного для своей жизни и мне хочется рассказать об одной из областей пересечения восточных и европейских взглядов на психическую жизнь человека. Надеюсь, это будет полезно и интересно для вас.
Начну с основ.
Что общего у базового чувства безопасности и метты?
У людей есть базовое чувство безопасности (БЧБ). Оно заложено природой, есть даже у младенцев, у самых корней зарождения сознания в человеческом теле. Считается, что располагается оно в имплицитной (неосознаваемой) памяти.
БЧБ взялось на таком раннем этапе, т.к нашему виду в ходе эволюции было свойственно комфортить друг друга ради выживания. Поэтому младенец так остро сообщает о дискомфорте одиночества, голода и холода. Для него это в перспективе — смерть. Окружающие должны знать о его состоянии, чтобы его спасти.
В современной психологии считается, что это чувство удовлетворяется в отношениях (с родителями/партнёром) с надёжным/прочным типом привязанности.
Изучая буддизм, я увидел сильное сходство одного из базовых буддийских понятий с БЧБ.
В буддизме есть понятие 4-х безмерных основ ума.
Одно из них — Метта, переводится как любящая доброта/благожелательность. С концепцией прочной привязанности/БЧБ ее роднит корневой характер этого понятия. Оно также является основой нашего сознания и пронизывает все явления. Выражается оно в открытом, доверительном и благожелательном отношении ко внутренним и внешним феноменам, которые практикующий встречает в своей жизни.
Если в психологии считается, что восприятие этого чувства может быть искажено негативным опытом, то буддизму скорее свойственно мнение, что метта просто недостаточно развита (в силу действия кармы). В обоих подходах считается, что это тёплое чувство присутствует всегда. И степень его развития/искаженности влияет на нашу способность открываться и доверять себе, людям и окружающему миру вообще. Любящая доброта, как ее ни назови, влияет на всю нашу жизнь.
Как развивать Базовое чувство безопасности и Любящую доброту?
БЧБ как и метту можно развивать внутри себя.
Психология предлагает постепенно осваивать навыки:
- доверия и открытости;
- расслабления и саморегуляции;
- понимания своих чувств и особенностей личных отношений.
В отношениях с прочным типом привязанности уже мы сами получаем опыт поддержки и принятия нас самих и наших чувств. Если получать такое отношением к себе достаточно регулярно, то внутренний голос, диктующий отвержение себя, постепенно заменится принимающим. Со временем он превратится в ваш собственный.
Метту обычно предлагается развивать через направленную медитацию и практику доброты в миру.
Плюс-минус медитируем примерно по такой схеме:
- Порождаем чувство благожелательности к какому-то объекту, с которым это просто провернуть, например, к котятам.
- Потом распространяем это чувство на себя.
- Потом на тех, кто нам дорог.
- На тех, к кому мы нейтрально настроены.
- И на тех, с кем нам тяжело контактировать, на неприятных людей.
- И далее — на всех живых существ.
- Закрепляем пожеланием счастья, благополучия и безопасности всем живым существам.
Оба подхода способствуют развитию благожелательного тёплого отношения к самому себе и окружающему миру. На практике человек с развитыми качествами благожелательности принимает себя и других, может переносить отвержение и одиночество, честно выражает свои чувства. По-моему, это очень крутая способность! Она мощно влияет на нашу жизнь и стоит того, чтобы её развивать.
Автор статьи: практикующий психолог Сергей Иконников.
Почитать другие статьи или посотрудничать с Сергеем можно через сайт b17.
Похожие материалы ищите по тегу Буддизм.