Коротко: буддийские монахи и монахини неделями строят сложнейшие мандалы из цветного песка, а потом одним легким движением разрушают их нафик. Метафора непостоянства всего сущего.
Теперь рассказываю длинно
К строительству мандалы допускаются специально обученные монахи
Описание ритуала подношения на примере мандалы Зеленой Тары
Мандала (на тибетском языке килкхор — «диск, круг») — симметричное символическое изображение вселенной в тибетском буддизме и Боне.
Согласно буддийским представлениям мандалы символизируют божественное жилище или священное царство божества. У каждого божества есть дворец с соответствующими иконографическими элементами, характерными для его природы.
В традиционной форме мандалы можно выделить несколько основных элементов:
- Внешний круг символизирует Вселенную.
- Внутренний круг представляет измерение божеств, бодхисаттв и будд. Часто этот внутренний круг изображается в виде сегментов или лотоса.
- Квадрат, расположенный между внешним и внутренним кругами, ориентирован по четырём сторонам света и имеет на каждой стороне Т-образные выходы, символизирующие ворота во Вселенную.
Квадрат поделен на четыре части, каждая из которых окрашена в свой цвет. Пятый сегмент расположен в центре. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, а также с определённым буддой, органом чувств, мудрой или мантрой.
Дизайн мандалы может принимать множество форм:
- танка (тибетская живопись, изображающая божество или мандалу);
- чам (священный танец);
- ступа;
- трёхмерная скульптура;
- песочная мандала.
Монахи, которые делают мандалы, проходят специальное обучение. Они учат священные тексты, лежащие в основе дизайна мандалы, изучают техники создания линий сетки и нанесения песка для создания разнообразных текстур.
Также важной частью подготовки является создание цветного песка. Его изготавливают с нуля из известнякового порошка и натуральных пищевых красителей. Песок окрашивается органически, чтобы, когда мандала будет растворена, краситель не причинил вреда живым существам в воде.
Строительство мандалы начинается с ритуала
В первый день монахи надевают свои ритуальные одежды для проведения церемонии освящения земли. Ритуал включает в себя просьбу к местным духам разрешить использование земли и устранить любые препятствия, которые могут помешать, во благо всех существ.
На фото мандала создается как подношение Зеленой Таре. Поэтому молитвы и инструментальная музыка посвящены ей. Также в ритуале участвуют семь чаш для подношений, они содержат воду для питья, воду для омовения, цветы, благовония, свет, аромат и еду. Так монахи приглашают Зеленую Тару (освободительницу от океана страданий) войти в пространство.
Песок распределяют по строгой линейной схеме
Работа с мандалой начинается с тщательных измерений. Для разметки используют различные инструменты: циркули, линейки, покрытые мелом нити и тонкие белые карандаши. Все это нужно для создания детальной сетки и контуров дизайна.
После тщательной подготовки монахи начинают наносить цветные песчинки с помощью чак-пура — узкого металлического воронкообразного инструмента, через который они умело распределяют песок, создавая разнообразные узоры и текстуры.
Каждый участник создания мандалы берёт на себя ответственность за те аспекты, в которых у него есть технические навыки. Это помогает проекту двигаться эффективно. Монахи часто ходят вокруг мандалы — они оценивают, где их помощь будет наиболее необходима, и перемещаются в это место на схеме.
На создание мандалы Зеленой Тары уходит 5 дней кропотливой работы. Поражающее своей детализацией произведение искусства включает сложные изображения восьми благоприятных символов.
После создания мандалу освещают и уничтожают
В конце монахи и монахини снова надевают свои ритуальные одежды и освящают мандалу молитвами и подношениями. Они обходят ее, распевая мантру Зеленой Тары, и вся собравшаяся община присоединяется к пению и процессии. Затем, в явном акте отказа от привязанности, один участник разрезает мандалу с нескольких углов.
Далее берется специальная кисть и закручивается через изысканный узор, растворяя одну форму и создавая другую. Получается красивый вихрь цвета с поднятым холмом песка в центре. Так мандала превращается в изображение вселенной с горой Меру в её эпицентре.
Дальше холм песка накрывают парчовой тканью и благословляют его как подношение своему учителю. После этого песчинки собираются в вазу и отправляются к водоему, чтобы высыпать песок в воду — так благословения Тары и положительная энергия от этого действа сливаются с текущей водой и распространяются на всех существ.
Похожие материалы ищите по тегу Буддизм или в ТГ-канале про буддизм.
Использованы материалы из статьи Grains of becoming