Я пару часов монстрячила эту схему, потому что очень хотелось собрать какую-то структуру про направления и школы буддизма в голове. Надеюсь, и вам пригодится. Я не буддолог, у меня просто ум пытливый) Если где-то ошибка или вам есть что добавить, вы всегда можете поправить меня и поделиться своими знаниями! Пост с открытыми комментариями есть в ТГ-канале.
В так называемом Западном мире продвижение получил Тибетский буддизм (Ваджраяна). Пишут, что он пришел из древнейшей религии Бон. При этом Бон не имеет отношения к Будде Шакьямуни.
Какие школы буддизма Ваджраяны существуют?
- Самая древняя — Ньингма. Буквально переводится как Школа старых переводов. Лидер — Падмасамбхава. Говорят, эта школа преисполнена различными эзотерическими теориями, а тексты достаточно сложны для западного неподготовленного ума.
- Гелуг с лидером Далай-Ламой и основателем Цонкапой. Поддерживают традицию монастырского образования и ритуальной практики. Упор делают на теории, и через ее постижение приходят к каким-то практическим результатам.
- Сакья с основателем Кхон Кончог Гьялпо, школа новых переводов буддийских текстов. Передача трона происходит по крови.
- Кагью — школа прямой передачи. Первыми в линии были Марпма, Миларепа и Ганпопа. В первую очередь делают упор на практику и получение непосредственного опыта, а не на теорию. Стремятся к просветлению через медитации, а не заучивание текстов наизусть и участие в дебатах. Кагью делится еще на 4 направления: Баром, Карма, Цалпа, Пагдру. Я ближе всех знакома с Карма Кагью, получала прибежище от ламы этой школы.
Говорят, есть еще пятая школа Джонанг, но она не признана буддийским сообществом. Они практикуют калачакра-тантру.
Есть ли у буддистов свой священный текст?
Единого текста нет, но есть Трипитака.
Трипитака в переводе с санскрита означает Три корзины. Она представляет собой центральный корпус древних буддийских текстов, лежащий в основе буддийской литературы и доктрины. Эти тексты созданы между V и III веками до нашей эры, они охватывают широкий спектр тем от философских доктрин до практических правил и исторических рассказов. Трипитака делится на три части.
- Винайя-питака (Корзина дисциплины). Эта часть содержит подробные правила и нормы поведения для монахов и монахинь. Она включает более 227 правил для монахов и 250 для монахинь, а также рассказы о происхождении каждого правила, включая истории, которые иллюстрируют, как Будда сам решал вопросы общинной жизни.
- Сутта-питака (Корзина сутр). Самая объемная часть Трипитаки, включающая проповеди и учения Будды. Здесь находятся основные доктрины и философские идеи буддизма, а также повествования о жизни и действиях Будды.
- Абхидхамма-питака (Корзина высшего учения). Эта часть занимается более глубоким философским и психологическим анализом буддийской доктрины, разбирая сложные темы и аспекты реальности через призму буддийской мысли.
Тексты были записаны на пальмовых листьях и хранились в плетеных корзинах. Трипитака является не только духовным наследием, но и важным источником информации о культурной, экономической и социальной жизни древней Индии. Это ценные данные для историков и исследователей.
Материал для начинающих медитаторов: Страх во время медитации — откуда берется, нормально ли это?